Пресс-центр

Портал для специалистов в сфере здравоохранения, обеспечивающий организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОПУСКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

До 1 января 2016 года допуском к профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников являлась процедура сертификации специалиста:

  • после окончания вуза выпускник должен был пройти обучение в интернатуре или ординатуре 
    с последующей сертификацией и допуском к профессиональной деятельности на 5 лет;
  • в течение пятилетнего периода он должен был пройти обучение на цикле повышения квалификации 
    с последующей сертификацией и опять мог быть допущен к профессиональной деятельности 
    на пятилетний срок;
  • для получения новой квалификации специалист мог пройти профессиональную переподготовку 
    с последующей сертификацией и допуском к новому виду профессиональной деятельности также 
    на 5 лет (рис. 1).

С 1 января 2016 года внедряется новая процедура допуска к профессиональной деятельности -аккредитация специалиста.

Переход  к  процедуре  аккредитации  специалистов  осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года  по  31  декабря  2025  года включительно (Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2015 № 389-ФЗ, приказ Минздрава России от 25.02.2016 №127н):

  • I этап - с 1 января 2016 года: выпускники вузов, освоившие после 1 января 2016 года  программы высшего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) по специальностям «Стоматология» и «Фармация» (уровень специалитета);
  • II этап - с 1 января 2017 года: выпускники вузов, освоившие после 1 января 2017 года другие программы высшего медицинского образования в соответствии с ФГОС (уровень специалитета);
  • III этап - с  1 января 2018 года:
лица, освоившие после 1 января 2018 года программы
высшего медицинского и  фармацевтического образования в соответствии с ФГОС (уровень ординатуры);
- лица, освоившие после 1 января 2018 года программы
высшего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС (уровень бакалавриата, уровень магистратуры);
- лица, освоившие после 1 января 2018 года программы
среднего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС;
- лица, освоившие после 1 января 2018 года программы
профессиональной переподготовки;
- лица, освоившие после 1 января 2018 года иные
программы высшего образования в соответствии с ФГОС;
- лица, получившие после 1 января 2018 года
медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах;
  • IV этап - с 1 января 2021 года: иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов на этапах I -III.

В период времени с 1 января 2016 по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения "последней" сертификации или аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие "последнюю" сертификацию до 1 января 2016 года, после истечения срока полученного сертификата еще однократно будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру сертификации специалиста. При этом сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.

Специалисты, прошедшие "последнюю" сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года, будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру  аккредитации специалиста:

  • после освоения программы специалитета выпускник должен пройти первичную аккредитацию специалиста и получить допуск к профессиональной деятельности на 5 лет;
  • с этого же времени он входит в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование) в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности (далее - индивидуальный пятилетний цикл), по окончанию которого может быть допущен до повторной аккредитации. При успешном прохождении повторной аккредитации специалист допускается к профессиональной деятельности еще на 5 лет;
  • для получения новой квалификации специалист может пройти ординатуру или профессиональную переподготовку с последующей первичнойспециализированной аккредитацией специалиста и допуском к новому виду профессиональной деятельности также на 5 лет (рис. 2).

 

СИСТЕМА  НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ЧЕРЕЗ ПОРТАЛ

Повышение квалификации специалистов, прошедших "последнюю" сертификацию или аккредитациюпосле 1 января 2016 года, будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности (далее - индивидуальный пятилетний цикл).

Такое обучение должно включать:

  • формирование  индивидуального плана обучения по соответствующей специальности (далее – индивидуальный план):
  • последующее его дискретное освоение в течение 5 лет, по окончанию которого специалист допускается к процедуре повторной аккредитации.

Информационная поддержка формирования и освоения индивидуального плана будет осуществляться с помощью настоящего Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – Портал) из Личного кабинета специалиста со страницы«Пятилетние циклы обучения» Для  этого специалисту следует выбрать специальность и начать формировать индивидуальный план. Компонентами индивидуального плана являются различные виды образовательной активности, информация о которых размещена на настоящем Портале:

  • дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования (далее – программы непрерывного образования), трудоемкостью 18 или 36 академических часов, реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • образовательные мероприятия, к которым относятся очные образовательные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары)) и заочные образовательные мероприятия (дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы, разработанные по клиническим рекомендациям), реализуемые различными организациями, в том числе профессиональными некоммерческими организациями (рис. 3).

Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального плана обучения по специальности составляет не менее 250 академических часов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий. При этом ежегодно в зачет пойдет не более 14академических часов/ЗЕТ за счет освоения образовательных мероприятий.

Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Учет освоения компонентов индивидуального плана ведется с помощью настоящего Портала. После успешного выполнения индивидуального плана специалист может быть допущен к прохождению процедуры повторной аккредитации специалиста.

Решение о допуске к аккредитации специалиста принимается аккредитационной комиссией.

ВАЖНО!

Если Вы прошли «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года, Вам необходимо вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал (вход – со страницы «Пятилетние циклы обучения»).

Если Вы прошли «последнюю» сертификацию специалиста до 1 января 2016 года, Вы можете:

Вариант 1. Продолжать работать по специальности в соответствии с полученным сертификатом до истечения указанного в нем срока; до окончания этого срока пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации ("традиционное" повышение квалификации), сдать сертификационный экзамен и получить допуск к профессиональной деятельности по этой специальности еще на 5 лет; после получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал.

Вариант 2. Продолжать работать по специальности в соответствии с полученным сертификатом до истечения указанного в нем срока; до окончания этого срока пройти обучение в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования (вход – со страницы«Обучение вне пятилетних циклов»), сдать сертификационный экзамен и получить допуск к профессиональной деятельности по этой специальности еще на 5 лет; после получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал.

 

 

ОБУЧЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕРТИФИКАТА

Обучение специалистов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе, в том числе с применением образовательного сертификата за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 №332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организациидополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»).

Виртуальный образовательный сертификат является электронным документом, предоставляющим его обладателю право на подготовку по дополнительным профессиональным программами повышения квалификации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

С применением образовательного сертификата могут быть реализованы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, разработанные по наиболее актуальным вопросам специальности, включающие симуляционное обучение и/или реализуемые частично или полностью в форме стажировки и/или с применением дистанционных образовательных технологий и/или реализуемые в сетевой форме.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Характер стажировки и виды деятельности, предусмотренные стажировкой могут определяться с учетом предложений организаций, направляющих на стажировку врачей и/или медицинских работников со средним профессиональным образованием.

Информационная поддержка обучения специалистов с применением образовательного сертификата осуществляется через настоящий Портал путем выбора ими из представленного перечня:

ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ МОДЕЛИ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С целью подготовки к внедрению системы непрерывного образования Министерство здравоохранения Российской Федерации в ноябре 2013 года издало приказ №837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций». В основу модели легло повышение квалификации врачей первичного звена, проводимое в сетевой форме медицинскими вузами совместно с профессиональными некоммерческими организациями, с долей дистанционного обучения не менее 50%. При этом слушатели обучаются в вузе в объеме 108 часов и параллельно набирают не менее 36 часов путем освоения различных образовательных мероприятий, предварительно одобренных Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации. Возможность обучения в рамках данной модели была продлена еще на 5 летприказом Минздрава России от 9 июня 2015 года №328.

Данная схема повышения квалификации не дублирует систему непрерывного образования и в период до 1 января 2021 года может применяться вместо "традиционных" циклов повышения квалификации только по желанию самого специалиста с целью его допуска к «последней» сертификации.

Слушатели циклов повышения квалификации, проводимых в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования  могут получать доступ к дистанционным интерактивным модулям как со страницы сайта Sovetnmo.ru, так и со страницы настоящего портала«Обучение вне пятилетних циклов».

Портал edu.rosminzdrav.ru – портал для специалистов в сфере здравоохранения, 
обеспечивающий организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского 
и фармацевтического образования 

НА ПОРТАЛЕ ВЫ МОЖЕТЕ: 

  • Получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования
  • Выбирать вариант включения в систему непрерывного медицинского и фармацевтического 
    образования и создавать индивидуальный цикл обучения по специальности
  • Выбирать программы повышения квалификации и образовательные мероприятия для включения 
    в индивидуальный план обучения
  • Контролировать свою образовательную активность в рамках индивидуальной траектории обучения


31 декабря 2017
00:00
Распечатать
Поделиться